Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:

Молодежный театр

«Безусловная радость…»

17 декабря 2018 года

Театральный критик Оксана Кушляева о спектакле «Давай никуда не улетим, Ёжик…»

Я очень люблю такой жанр – лирическая, «полунинская» клоунада, в которой можно не торопиться. И актёры прекрасно работают в этом жанре. Не знаю, типичная ли на этом показе была публика или так происходит всегда, но я увидела зрителей, которые, во-первых, безусловно верят во все предлагаемые обстоятельства, во-вторых, они крайне тактильны. Возможно, это типично для челябинской публики? Ощущение, будто они смотрят только интерактивы и утренники. Они принимают, что нужно помогать, бежать, кричать. Может быть, так выглядит челябинский детский театр? Если да, то ваш спектакль – это действительно событие.

В какой-то момент дети захотели играть по своим правилам, но это не сильно сбило артистов. Они всё-таки вернули зрителей в свою нежную, созерцательную историю. Когда ребёнок вдруг идёт обнимать артиста, нужно перестроиться. И актёры это легко делают. Родители были довольны, потому что здесь не просто интерактив, а настройка детей на аккуратное общение друг с другом. Несмотря на то, что Мишка позволяет себе разные шалости, хулиганит, на его провокации у Ёжика совершенно неожиданные реакции. Из этих игровых ситуаций не возникает того, что обычно происходит у детей: один толкнул, второй толкнул – завязалась потасовка. В вашей истории они выходят на другой уровень общения.

Ёжик, по амплуа, – белый клоун. Это странное существо: у него птичьи руки-крылья, которые так не хотели отпускать дети. Есть в нём что-то нездешнее, магическое. Небольшая масочка делала актрису Екатерину Писареву неузнаваемой. Ежиное лицо, которое на всё реагирует, не застывает ни на минуту. Бесконечное количество реакций на каждую провокацию – и детей, и партнёров по сцене. Но это Ёжик реагировал, а не актриса Екатерина Писарева. Персонаж ни разу не обозлился, не ответил. Он реагирует через паузу, оценку, как будто первый раз слышит детский крик, первый раз видит выходки и хитрости Медвежонка. Как будто он из другой реальности.

Интересно, как каждый персонаж выходит и пристраивается к Ёжику. Все вынуждены делать это, потому что он находится в своём особом состоянии. В этот странный мир каждый приносит свою игру и обучает играть в неё других. Сначала Ёжик играет в игры Медвежонка с фонариком, потом приходит Заяц. Неудивительно, что дети тоже хотят присоединиться к этому процессу.

Костюмы самобытные, интересно придуманные. Лебединая песня художника Константина Михайлова. В них есть что-то от клоунского костюма, жёлтые полунинские штаны, покоцанная тужурка. Даже если их снять, маска не исчезнет. Нет такого, что персонаж состоит из костюма. Художник вносит в спектакль свои гэги. Например, когда шубка Медвежонка выворачивается наизнанку, видно, что на внутренней её стороне нарисована ещё куча медведей.

В этом спектакле много важных и сложных тем, которые здесь поданы нежно и осторожно. Тема одиночества и даже как будто тема смерти раскрыты через образ гаснущей звезды. Нет такого: «Ура! Мы оживили её!» Звезда потухла. Эта сцена сыграна осторожно, в этом финале нет желания обрадовать детей. Есть ощущение, что все люди, которые находятся на сцене, знают, куда ведут ребят.

Мне кажется, дети ещё и потому так хотели обнять Ёжика, Зайца и Медвежонка, что история про замерзающих персонажей вызвала у них сочувствие. Мне кажется это удивительным, потому что способность к эмпатии – редкое и для взрослого умение, что уж говорить о ребёнке.
В этом спектакле всё сделано грамотно по форме и честно по смыслам. Чистая работа и по способу, и по исполнению.

Мне было бы интересно посмотреть эту сказку с другой публикой. Мне кажется, если зрители будут реагировать иначе, то и спектакль может пойти по-другому. Но я ещё такого не видела в детском театре, чтобы финальные объятия занимали полчаса и чтобы желание взаимодействовать с персонажами исходило от детей. Обычно бывает наоборот: плюшевая звериная двухметровая махина бежит обниматься. Здесь – обратный вариант. И вы от них не бежите, что тоже могло произойти.

Спасибо вам большое. Это безусловная радость.

Оксана Кушляева, театральный критик, г. Санкт-Петербург
Фото: Игорь Шутов
Обсуждение спектакля «Давай никуда не улетим, Ёжик…» 27 октября 2018 г.