Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:

Молодежный театр

Газета «Челябинский обзор» о читке пьесы «Принцип Леонарда»

20 июня 2018 года

Молодежный театр завершил сезонную Лабораторию зрителей — в следующий раз она пройдет только в конце лета. Зато теперь мы знаем, что в театре покажут в сентябре. Пьеса Константина Костенко — это классическая сказочная история, в которой за ворохом событий, персонажей и метафор прослеживаются понятные аллегории.

— Ваше высочество, я о празднике. И о денежных тратах. Слышите треск? Это не фейерверк. Это трещит по швам наша казна. Прошу вас, объявите народу о том, что все увеселения, связанные со свадьбой, можно считать завершенными. Это будет разумно.

— Господин премьер-министр, запомните, пожалуйста, на будущее: не называйте казну вашей. Она моя и моей мамы. И бога ради, не ведите себя, как сварливый старик! У вас на уме одни деньги.

Пьеса «Принцип Леонарда» немного напоминает то «Обыкновенное чудо», то прекрасную киносказку 80-х «Не покидай» (фильм киностудии «Беларусьфильм» по мотивам сказки Уильяма Теккерея «Кольцо и роза» — прим. редакции). С первым произведением ее роднит персонаж-демиург, который своими руками творит мир Королевства, решая, как будут жить его непутевые персонажи, со вторым — отчетливо прослеживающаяся политическая линия.

Все сюжетные линии пьесы начинают активно развиваться после того, как взбалмошная принцесса Августа внезапно приходит к мысли, что ей: 1). пора замуж; 2). пора свергнуть с престола мать; 3). пора начать тратить государственные деньги на себя, а значит, пришел срок взвинтить налоги до небес. А тут еще под ногами путается премьер-министр Себастьян, который мало того что умен, так еще и влюблен. Но зачем такой во всех смыслах отличный мужчина инфантильной девочке? Ей куда больше по душе заезжий принц-романтик Эдуард, которого в прямом смысле тянет скорее на Луну, чем во взрослую семейную жизнь. В итоге честный Себастьян изгнан с позором, а на его место приходит механическая кукла с лексиконом КГБ-шника и опытом честного отъема денег у населения, которая грабила население еще до того, как на престол взошла мудрая Мария Клементина, мать Августы... Начинается бессмысленная война с соседями. В общем, от процесса взросления принцессы начинает нехило колошматить не только столицу с милым названием Зигельбложек, но и все Королевство Заснеженных Скал.

Костенко прописал героев безупречно: это и вполне узнаваемые типажи большой сказочной истории, с набором определенных черт, и в то же время они не одномерные, у каждого сложный характер. Артисты Молодежного театра в свою очередь сделали хорошую читку: разумеется, это еще не спектакль, но некоторые пластические элементы и собранные мизансцены уже показали зрителям.

Алена Свиришевская хорошо изобразила принцессу, которая, с одной стороны, адекватно жаждет взрослости, с другой — пока не знает, что с ней делать. Вообще, флер эмансипированности густо окутывает пьесу — видимо, Костенко хорошо чувствует нерв времени. Женщины тут решительны, напористы, смелы, а мужчины довольно скромны и порой инертны. Хотя и от них в конце концов выходит какой-то прок.

Персонаж, чье имя вынесено в заголовок, сказочник Леонард, совершает в ходе пьесы символическое самоубийство — отдает свою жизнь в руки принцессы, которую сам же и создал наряду с другими героями. Тем самым он разительно отличается от Волшебника в «Обыкновенном чуде», который надменно и с позиции умудренного творца решал, как вершить суд над медведем, его возлюбленной и всей этой неуклюжей свитой. Леонард лишен высокомерия и, кажется, утратил иллюзию того, что герой всегда будет подчиняться создателю. И именно это, не слишком-то маскулинное, казалось бы, качество позволяет ему, в конце концов, объяснить принцессе, что ответственность за свою жизнь с определенного момента несет сам человек, а не тот, кто его создал.

Таким образом, в пьесе несколько слоев, несколько красок, несколько ярких сюжетных линий. «Я не пытался создать какой-то политический подтекст. Сказка вообще не об этом, — сказал после читки режиссер Александр Вахов. — Впрочем, тот, кто везде видит политику, найдет ее там, где ее и нет. Гораздо важнее для меня была вот эта линия творца, который в определенный момент отпускает своих персонажей, чтобы они сами учились отвечать за свою жизнь».
Впрочем, любая сказочная история — это прекрасный способ высказаться на злободневную политическую тему и при этом несколько сгладить цензурные углы. Не исключено, что драматург Костенко все-таки не упустил эту возможность.

В конце концов, жизнь в Королевстве Заснеженных Скал налаживается. И даже нескладный инфантильный принц приносит казне счастье в виде алмазов с неба, причем в прямом смысле. Примечательно, что позитивные перемены с героями происходят не путем каких-то радикальных изменений, нет. Герои Костенко — типичные люди наших дней, которые предпочитают не жесткий психоанализ, а щадящую терапию. И именно такое постепенное перевоспитание становится самым эффективным инструментом. Впрочем, на обсуждении от одной из зрительниц поступил довольно закономерный вопрос: а с чего это все герои вдруг так внезапно поумнели? Коллективный ответ был примерно таков: ну, это все-таки сказка. Что ж, сказка действительно хороша. А ее воплощение уже не в виде читки, а в виде премьерного спектакля зрители увидят в сентябре. А пока Лаборатория зрителей в челябинском Молодежном театре закрывается — до августа

Ксения Шумина
Фото: Андрей Ткаченко
Челябинский обзор
20 июня 2018 г.

Премьера спектакля «Принцип Леонарда» состоится 1, 2, 16 сентября в 11:00 и 14:00.