Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:

Молодежный театр

Театральный критик Татьяна Джурова о фестивале иммерсивного театра PULSE

20 сентября 2019 года

Фестиваль организовал Челябинский Молодёжный театр, который в последние годы потихоньку становится форпостом нового театра в Челябинске. Во многом, с помощью современной пьесы и образовательных программ.

Может быть, поэтому город и зрители оказались открыты для всевозможных активностей и совместных переживаний. А, может, просто челябинцы такие, им нравится участвовать. Poe Tri Театре «На вынос» во многом оказался таким тестовым для челябинцев предприятием; прогулка по спальному району, где живет поэт Ян Любимов, и чтение его стихов, прошла в интонации едва ли не всеобщего умиления.

В программе были приглашенные спектакли и перформансы. Например, «Совместные переживания» ЦИМа (Москва), «Poe Tri» театра «На вынос» (Петербург). Были местные проекты – инсталляция и спектакль два в одном «Старосветские помещики» на территории Института культуры и в исполнении студентов под руководством Игоря Бармасова или «Animals» по мотивам «Звериных историй» Дона нашего Нигро «Новой студии Алексея Тетюева» - зловещая футу-драма о природе власти в баре, сыгравшем как подземное бомбоубежище или вообще любое замкнутое пространство, из которого нет выхода.

Но, главное, фестиваль сделал ставку на собственную оригинальную продукцию. В рамках Pulsе были показаны три эскиза, три проекта. «Искра» Егора Матвеева – спектакль-экскурсия на предприятие, где «рабочие», молодые люди в ладных комбинезонах, девушки с аккуратным мейкапом показывали нам, как работают станки. «Чертов вербатим», спектакль для одного зрителя на «колесе обозрения», сочиненный Лизой Бондарь и драматургом Сергеев Давыдовым. Ты садишься в кабинку, и пока совершаешь круг, в твоем переговорном устройстве – монолог актера, у которого в жизни была какая-то острая травма, завязанная на городскую среду, на Челябинск. Иногда эти монологи превращались в диалоги. Одним словом, было созданы идеальные условия для анонимности, для исповеди. И «Plastic arts» Александра Черепанова, на бывшем предприятии, ныне арт-лофте, где была исполнена совместная со зрителями «симфония» раздельного сбора мусора.

Все три работы были сделаны в экспресс-режиме. И в общем понятно, что современный режиссер, особенно режиссер сайт-спецификов – это прежде всего классный организатор.

Где-то инструменты вовлечения показались детскими (тебя берут за руку и тянут танцевать, хм, а почему я должна это делать?), где-то были косвенными (специфическая среда и собственный ассоциативный ряд, рожденный средой и исповедальными текстами, благодаря которым в голове начинают звучать свои).

Театр ладно всё сработал. Не смотря на вроде бы катастрофические предлагаемые обстоятельства: за 3 часа до променада «Искра», сталелитейный цех отказал фестивалю в своем помещении, и всё пришлось срочно переносить в деревообрабатывающий. Но никто не растерялся, ни дирекция, ни актеры. Что ж, там прекрасно пахло стружкой, и «сопротивление материй», которое считывалось в тексте актеров, обозначало фейковую природу документального мокьюментари о жизни рабочего класса.

А еще театр сделал классный черно-белый мерч: добротные сумки из плотной материи, буклет, который вполне может служить словарем и микропутеводителем по иммерсивному, программки, браслеты и проч. – всё в одном стиле вплоть до талонов на питание.

Подробности – уже в материале на сайте #летающийкритик. Вот-вот откроемся.

Летала «Аэрофлотом» Татьяна Джурова

Фото: Игорь Шутов